Боевая и транспортно-заряжающая техника

Боевая и транспортно-заряжающая техника

Во время локальных военных конфликтов в бортовых кузовах "Урал-375Д" силами армейских мастерских устанавливали легкое вооружение – зенитные пулеметы, малокалиберные пушки и многоцелевые переносные комплексы "Игла-С" для поражения самолетов, вертолетов и низколетящих объектов на дальности до 5,2 км и на высотах до 3,1 км.

Главным предназначением первых "уралов" являлось их использование в качестве основной базы мощных систем залпового огня, а также для создания первых транспортных и заряжающих машин различных ракетных комплексов.

Самой известной и эффективной системой залпового огня стала легендарная боевая машина "Град", со временем признанная одной из наиболее удачных мобильных многозарядных установок и поставлявшаяся в 40 стран мира.

БМ-21 "Град" (2Б5) – наиболее распространенная 40-ствольная реактивная система залпового огня калибра 122,4 мм на шасси "Урал-375Д", пришедшая на смену установке БМ-14.

Две первые пробные пусковые установки 9К51 на шасси "Урал-375" с мягким верхом кабины были готовы к концу 1961 года и после испытаний приняты на вооружение 23 марта 1963 года.

Впервые систему "Град" публично представили 7 ноября 1967 года на юбилейном параде в Москве в честь 50-летия Октябрьской революции.

Первое боевое применение этих машин относится к событиям 1969 года на острове Даманский, когда их первый и единственный залп позволил быстро урегулировать все пограничные претензии китайской стороны.

Для пусковых установок 9К51 использовалось доработанное шасси "Урал-375Д" с лонжеронами из легированной стали, усиленной подвеской задних мостов и глушителем под бампером с решетчатой защитой. Артиллерийская часть состояла из одного пакета с 40 трубчатыми направляющими из нержавеющей стали длиной около 3 м, располагавшимися в четыре яруса, и монтировалась на поворотном круге с подъемными и поворотными механизмами.

В первых системах использовали неуправляемые осколочно-фугасные снаряды М-21ОФ (9М22) длиной 2870 мм и массой по 66 кг с раскрывавшимся хвостовым оперением, повышавшим меткость стрельбы. В дальнейшем было разработано еще несколько видов боеприпасов. Наведение всего пакета производилось вручную или при помощи электроприводов, а управление запуском осуществлялось из кабины автомобиля или дистанционно из укрытия.

Для обслуживания установки на шасси имелись подножки и рабочие площадки, а при кратковременном передвижении машины для размещения двух членов экипажа служили открытые сиденья. Максимальная дальность стрельбы составляла 20,4 км, минимальная – 1,5 – 5,0 км.

При одновременном запуске всех 40 ракет боевая машина обеспечивала поражение живой силы и техники на площади свыше 1000 м2. Время перезарядки установки силами экипажа достигало 7 минут. Ее боевая масса составляла 13 700 кг, максимальная скорость движения – 75 км/ч.

В 1960-е годы выпускалось до 500 установок ежегодно, но первое же использование системы "Град" в реальных боевых условиях доказало их уникальные поражающие возможности. После этого только в 1970 году было построено 646 боевых машин, в 1971-м – 497 единиц, из которых на экспорт поступили 124 установки. Впоследствии их монтировали на автомобили "Урал-4320".

Для проведения учебно-тренировочных и испытательных стрельб средств ПВО малой дальности на основе серийной системы залпового огня БМ-21 "Град" были построены пусковые установки 9П334 мишенного комплекса "Бобр", с которых производился единичный пуск специальных трассирующих ракет массой 75 – 78 кг для имитации воздушных целей. Они воспроизводили скоростные, траекторные и тепловые параметры передвижения различных летательных аппаратов и ракет противника в радиолокационном и инфракрасном диапазонах. Время полета имитаторов составляло 36 с, дальность – 10 км, высота – 2,5 км.

В состав комплексов залпового огня БМ-21 "Град" входили транспортные машины 9Т254 для хранения и доставки к ним боеприпасов. Это были серийные народнохозяйственные грузовики "Урал-375Н" с деревянными грузовыми платформами, на которых размещали унифицированные стеллажи 9Ф37, сваренные из алюминиевых труб и служившие для размещения 40 боевых или запасных ракет разных типов. Взрыватели к ним транспортировали в специальных ящиках. Для подвоза боеприпасов к зенитно-ракетной установке 9К33 "Оса" служила подобная транспортная машина 9Т33, состоявшая из грузовика "Урал-375Д" и двухосного прицепа, оборудованных трехярусными металлическими стеллажами для укладки по 18 боевых ракет 9М33 на каждом.

Первая полуприцепная транспортно-заряжающая машина ПР-41А с применением автомобилей "Урал" была построена в начале 1960-х годов. Она размещалась на полуприцепе с седельным тягачом "Урал-375С" и служила для обслуживания зенитно-ракетного комплекса "Даль", способного поражать одновременно 10 быстролетящих целей. В 1964 году на вооружение поступила транспортно-заряжающая машина 2Т6 на шасси "Урал-375Д" с перегрузочной кран-балкой для перевозки и установки одной ракеты гусеничного зенитно-ракетного комплекса 2К11 "Круг" средней дальности. В его состав входили девять таких машин, обеспечивавших заряжание одной или сразу двух ракет в течение 10 – 15 минут.

Источник Е.Кочнев "Автомобили советской Армии"

Click to order
Ваш заказ
Total: 
Пожалуйста, заполните информацию для связи:
Отправляя заявку, вы даете согласие на хранение и обработку ваших персональных данных